Image

Художник бескрайних далей - 3-я часть

Благодаря Наркому Ворошилову, Александр Михайлович позже напишет несколько портретов вождя, к которым тот отнесется явно одобрительно. Художник сумел уловить то, каким Сталин хотел видеть себя, и каким хотел остаться в истории.

Разговоры А. М. Герасимова с Наркомом Ворошиловым об искусстве, назначении его, не проходили бесследно.

В 1936 года создается Всесоюзный комитет по делам искусств, А вскоре на стол Сталину попадает докладная записка «О необходимости изъятия из открытой экспозиции московской Третьяковской галереи и ленинградского Русского музея работ русских художников-авангардистов группы «Бубновый валет» и других подобных формалистических группировок».

Вместо «формалистов» в Третьяковке по протекции К. Е. Ворошилова открывается первая персональная выставка А. М. Герасимова, посвященная 25-летию творческой деятельности. Открывала выставку картина «После дождя».

Также в честь юбилея творческой деятельности художник получил звание заслуженного деятеля искусств и государственную награду – орден Ленина. И когда доверенного художника попросят запечатлеть Хозяина с кем-то из сподвижников, он, конечно же, изобразит Ворошилова.

Знаменитая картина «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» (1938), стала своеобразной охранной грамотой для высокопоставленного друга художника. Так А. М. Герасимов отплатил Наркому обороны за былую услугу,

В 1937 году над Ворошиловым сгустились тучи. Неожиданно был арестован его сват – отец жены приемного сына Наркома. А вскоре арестована и мать девушки. Ворошилов в гневе позвонил Ежову, и женщину быстро отпустили. Но вот выручить свата, занимавшего ответственный пост в Наркомземе СССР, уже не удалось, – таким образом, Сталин дал понять, что больше не потерпит вмешательства Наркома обороны в работу НКВД.

Неизвестны до конца причины, по которым, в 1937 году, в дом к Ворошиловым заявились сотрудники ОГПУ арестовывать Екатерину (Голду) Давидовну Ворошилову, обвиняемую в «эсэровском» прошлом – до революции она была активным членом партии эсеров и к большевикам присоединилась только в 1917 году.

Хотя есть версия, это был лишь предлог, а правда заключалась в том, что Екатерина Давидовна, в силу доверительных и дружеских отношений с женой Сталина, могла знать истинную причину самоубийства Надежды Аллилуевой, произошедшего как раз после её ссоры с мужем на банкете в доме Ворошиловых. Одно было очевидным – арестовать жену Наркома обороны чекисты могли только по приказу вождя. Скажем здесь, в отношениях Ворошилова и Сталина есть и остается много загадочного. Беспрекословно выполняя все приказы вождя, Нарком совершенно его не боялся. Вот почему заявившиеся в его дом чекисты явно не ожидали такого приёма: Ворошилов, расчехлив кобуру, вынул пистолет и несколько раз выстрелил в потолок, откровенно указав, кому из пришедших достанется следующая пуля. Чекисты ретировались ни с чем.

В тот же день о случившемся доложили Сталину. Говорят, выслушав, Иосиф Виссарионович лишь усмехнулся: «Ну и черт с ним». И Ворошиловых оставили в покое.

Начиная в 1937 году работать над картиной «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле», А. М. Герасимов не мог не знать и о возникших разногласиях между Ворошиловым и его заместителем М. Н. Тухачевским, ближайшее окружение которого ратовало за отставку «бездарного» Наркома обороны. На этом посту им виделся М. Н. Тухачевский, не скрывающий неприязни к своему начальнику. Сам К. Е. Ворошилов считал своего заместителя, – на кого ставил Л. Д. Троцкий, – скрытым контрреволюционером.

Обостряло обстановку молчание вождя. И. В. Сталин занимал выжидательную позицию, хотя и не мог не опасаться того, что в руках М. Н. Тухачевского сосредоточились слишком большие силы, достаточные для совершения госпереворота.

Если военачальники из окружения молодого маршала говорят о необходимости смещения Наркома обороны, не пожелают ли они в следующий раз говорить о смещении и самого генерального секретаря – вот о чем не мог не думать И. В. Сталин.

Неожиданно для всех, 22 мая 1937 года, М. Н. Тухачевский, был арестован. К. Е. Ворошилов, обязанный по должности завизировать приказ об аресте, сделал это. Вскоре М. Н. Тухачевского и его ближайших соратников расстреляли.

В ноябре 1938 года с должности наркома НКВД будет смещен Ежов, а на его место из Тбилиси вызовут Лаврентия Берию. Следом начнется выдавливание «ворошиловских» стрелков из недр аппарата НКВД.

В такое тревожное для К. Е. Ворошилова время, на выставке, посвященной ХХ-летию Красной Армии и военно-морского флота, и появилась картина «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов» в Кремле».

Она завораживала с первого взгляда. И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов идут по древней Боровицкой улице Кремля. Только что прошел весенний дождь, и обновленным выглядело просветлевшее небо, отражающееся в лужах на асфальте и яркая зелень листвы, Образ прошедшего дождя был явно не случаен. Художник как бы говорил не только об обновлении природы, но и обновлении всей страны благодаря существующему строю и деятельности её главных героев, с уверенностью смотрящих в будущее.

Но внимательный взгляд зрителя останавливался на одной, бросающейся в глаза, детали: за спиной у К. Е. Ворошилова по неизвестной причине отсутствовала чугунная балюстрада. Со стороны казалось, будто Нарком обороны стоит на краю обрыва и ему надлежит двигаться крайне осторожно. Художник как бы предупреждал своего друга Клима о вероятной опасности, ведь все примеры дуумвирата в истории всегда заканчивались одинаково: один из властителей сворачивал шею другому. Интересно, на предварительных эскизах картины ограды тоже нет, то есть, художник «забыл» о ней сознательно.

Весь 1938 год А. М. Герасимов, по собственному признанию, провел в предчувствии скорого ареста. Он ездил к родне в Козлов, много времени проводил с семьей. Писал портреты родных, соседей, друзей, натюрморты цветов, которые очень любил, читал допоздна, часто молился, иногда вслух. Но гроза миновала. В 1939 году А. М. Герасимов, по протекции К. Е. Ворошилова, был назначен Председателем Оргкомитета Союза Советских художников, и жизнь вошла в привычную колею. Он много ездил по стране, принимал участие в международных конференциях. И… не расставался с этюдником. Иногда казалось, работает А. М. Герасимов 24 часа в сутки.

По ходатайству К. Е. Ворошилова ему был выделен участок для постройки дома в поселке художников «Сокол» в Москве. Здесь, работая над картинами, он отдыхал душой. И какие то были работы!

Вспомним лишь некоторые из них: «Портрет старейших художников Павлова И. Н., Бакшеева В. Н., Бялыницкого-Бирули В. К., Мешкова В. Н.», портрет балерины О. Лепешинской, народной артистки СССР А. К. Тарасовой, поэта С. Я. Маршака, скульптора Е. В. Вучетича. А портреты известных военачальников, знаменитых ученых, командиров индустриализации. Не забудем и его лирические пейзажи, натюрморты цветов…

"Я любил и люблю сильное и яркое в природе, ищу то же в человеке и когда нахожу, мне неудержимо хочется запечатлеть его в красочном образе" – вспоминал А.М.Герасимов.

Три тысячи картин написано было художником.

Интересно, будучи четырежды лауреатом Сталинской премии и главным советским художником, А. М. Герасимов не был коммунистом. Настойчивым приглашениям вступить в партию он сопротивлялся до последнего, и заявление о приеме в ряды коммунистов его буквально заставили написать в 1949 году, когда (по протекции Ворошилова) готовился указ о его назначении первым президентом Академии художеств СССР.

Да, он был очень непростым человеком. Но его заслуга состоит в том, что он сумел оставить точный портрет своей неповторимой эпохи. Не потому ли со времен Хрущева и до настоящего времени работы его находятся в запасниках.

И невольно возникает вопрос – а надолго ли?

Лев Анисов

Комментарии