- Как мы закат ловили…
- Прощание с Испанией
- Первый день
- Мир, страна, университет – 25 лет развития
- Три К – от книги к книге
- Глава о теории «чистого озера» и вечном запрете на чужое
- Душою чистой...
- Поздравляем наших милых женщин с 8 марта.
- В Университете мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского состоялась XVIII Всероссийская научная конференция
- Житейки
Продолжаем путешествие по Сергиеву Посаду…
КРАСНОГОРСКАЯ ПЛОЩАДЬ
Красногорская площадь расположена между восточной стеной Троице-Сергиевой лавры и основной транспортной артерией города — проспектом Красной Армии — прямо перед входом в Лавру.
Ровесница Сергиева Посада. Издавна здесь располагались торговые ряды, где паломники охотно покупали сувениры — резные игрушки, поделки из дерева и глины, устраивались шумные ярмарки по церковным праздникам.
После революции площадь переименовали в Красную площадь, затем в Советскую, а в 1970-е годы ей вернули историческое название.
Красногорская площадь — настоящий центр города, наподобие Красной площади в Москве. Мы приехали утром и довольно рано, нам повезло без суматохи и большого наплыва туристов почувствовать атмосферу города. Обычно здесь суета, скопление автобусов туристов и «дух прошлого» почти не ощутим.
А вот по количеству голодных голубей Красногорская площадь вполне может поспорить со своей венецианской подругой — площадью Сан-Марко.
Стоит только присесть, как тут же со всех сторон слетаются голуби: садятся на плечи, сумки, на руки, выпрашивая еду. Мы не стали ждать, пока площадь заполонят все птицы города, и поскорее пошли дальше.
НОВЫЕ ТОРГОВЫЕ РЯДЫ
Если встать спиной к входу в Лавру, то можно увидеть красивое здание с резными крышами. Сюда обычно заглядывают за сувенирами.
На каждой остроконечной башенке размещены флюгеры, что создает особый колорит. В средневековой Европе флюгер, установленный на башне замка, не только определял направление ветра, но и играл роль гербовой эмблемы хозяина крепости.
Кстати, с древнейших времен люди приписывают флюгерам мистическую силу и особую значимость выбранного изображения – ведь оно отражало внутренний мир хозяев.
Петух – классический флюгер, означает бдительность. Считается, что он защитит дом от воров и даже нечисти. В Европе и Америке именно такая фигурка чаще всего украшала церковные шпили на протяжении многих веков. С IХ века по указу папы римского каждый храм должен был быть увенчан изображением петуха — символом апостола Петра и католической церкви.
Волк – символизирует осмотрительность. Владелец флюгера старался подчеркнуть, что семейные ценности важнее всего.
Медведь – конечно же, мужественность. Значит в доме живут люди хозяйственные и сильные.
Корабль – символ целеустремленности и подойдет сильным духом, тем, кто движется к цели и достигает ее. Путешественникам тоже пригодится.
Кошка – животное самодостаточное и свободолюбивое. Для одиноких людей – точное совпадение, а для семейных еще и уют домашнего очага.
Аисты —символизируют счастливую жизнь большой семьи.
Грифоны — призваны отражать могущество владельца.
Коровы и лошади подходят дружелюбным, веселым людям.
Со стороны проспекта Красной армии здание торговых рядов выглядит не менее красиво.
Забегая вперед, отмечу – с наступлением вечера торговые ряды красочно подсвечиваются.
Порой даже кажется, что попал в какую-то сказку.
А мы продолжаем наше путешествие вокруг Лавры с белоснежными стенами.
Глядя на эти высокие и величественные стены невольно вспоминаешь, что это не просто монастырь, а крепость, которая защищала от врагов. Узкие окошки-бойницы расположены в несколько рядов. Это означает, что внутри стены минимум 3 этажа, откуда можно эффективно отражать атаки неприятеля.
А попытки захватить монастырь были...
Так в 1608-1610гг. 3 тысячи монахов сумели противостоять польско-литовским войскам, численностью 30 тысяч. Осаду монастырь выдержал, захватчики остались ни с чем.
Слева от входа расположена восьмигранная Плотничья башня.
Свое название башня получила от находившегося рядом плотничьего двора. В основании башни находится вход в общежитие духовной семинарии.
За ней Каличья башня — когда-то служила одним из парадных въездов в Лавру.
Левее от Лавры находится ухоженная территория общежития монахов, обнесенная забором. Ажурные красивые мосты через речку, газоны пострижены. Немного напоминает площадку для гольфа.
Туристов там нет, потому что территория предназначена только для учащихся семинарии.
Продолжаем путь вокруг стен Лавры — вправо.
Вокруг чисто, красиво, а приветливые резные скамейки (с гербом города и надписью «Сергиев Посад») так и напрашиваются, чтобы усталые ноги немного передохнули с дороги.
Недалеко от Красногорской площади — памятник Сергию Радонежскому, основателю монастыря. В левой руке Сергий держит свиток с правилами монашеского общежития.
По углам стен Лавры — башни, все разные по внешнему виду. Одна из самых, на мой взгляд, красивых – угловая восьмигранная Уточья башня, построенная в ХYII веке.
Сначала башня называлась Житной — рядом находился житный двор, сейчас Уточьей башней — из-за уточки на шпиле наверху.
На мой взгляд, это самая нарядная башня. Ажурная ограда дополнительно украшает верх башни. Как говорят, каменная утка наверху появилась от того, что Петр-I любил именно отсюда стрелять уток на близлежащем Белом пруду.
МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС «КОННЫЙ ДВОР»
Музей расположен на берегу Белого пруда, построен в 1790 году.
В XVII— XVIII вв. Троицкая обитель содержала значительное конюшенное хозяйство. Так, к началу 1764 г. Лавра имела более 700 лошадей.
После 1918 г. национализированные строения Конного двора постепенно пришли в аварийное состояние и позже были возрождены усилиями Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника и Троице-Сергиевой Лавры. При реставрации Конного двора удалось воссоздать наполовину утраченное историческое ядро его строений, с круглыми угловыми башенками.
В конце XVIII в. кровли башен Конного двора завершались деревянными шпилями с точеными шарами. После реставрации вместо шаров на шпилях поставили флюгеры в виде всадника на коне.
Образцом послужил чудом уцелевший флюгер XIX века.
«Конный двор» — один из четырех филиалов Сергиево-Посадского музея-заповедника. Здесь несколько постоянных экспозиций, посвященных археологии края, миру русской деревни, а также разнообразные выставки, в числе которых Музей русской матрешки и т.п. Интересно просто погулять по территории и представить, как некогда протекала жизнь Лавры.
К сожалению, попасть внутрь мы не смогли. Понедельник и вторник в музее выходные дни. В следующий раз постараемся приехать сюда в другой день недели.
БЕЛЫЙ ПРУД
Рядом с Конным двором, с противоположной стороны, расположен Белый пруд. Здесь и плавали те утки, по которым согласно легенде, стрелял Петр-I. Они плавают там и сейчас...
Правда, пруд никогда не был белым. Название, в переводе с древнерусского, означает передний, главный, чистый. И в самом деле это один из древнейших водоемов города — располагается до сих пор с парадной стороны Троице-Сергиевой лавры.
В XVI-XVIII вв. вокруг Троице-Сергиевой лавры существовала цепочка искусственных прудов. Пруд преграждал подход к восточной стене Троицкой крепости и одновременно использовался в хозяйственных целях.
В прошлом Белый пруд назывался Верхним или Горним. Лавра использовала особенность пруда, подведя к нему деревянные трубы — вода самотеком снабжала водой обширный житный двор.
Старый Белый пруд был гораздо больше современного. В XIX — начале ХХ в. часть пруда была засыпана при строительстве Лаврой зданий Старой гостиницы, а затем доходного дома. Уменьшенный в размерах Белый пруд более не преграждает путь к Лавре и не снабжает ее водой, а служит украшением.
Рядом с Белым прудом находится памятник защитникам Отечества.
Памятник поставлен в честь подвига крестьян Клементьевской слободы Шилова и Слоты. А случилось тогда вот что: в 1608 г. польские войска подошли к стенам Троице-Сергиевой лавры.
Но нападение не стало неожиданным. Царь Василий Шуйский прислал сюда полутысячное войско стрельцов, они вместе с монахами и жителями близлежащих деревень и сел в течение шестнадцати месяцев удерживали оборону монастыря. Врагу, несмотря на шестикратное превосходство в численности, пришлось уйти.
Но польские войска решились на хитрость — сделать подкоп под Пятницкую башню, которая защищала южные подступы. Чтобы сорвать замысел врага, защитниками было предпринято несколько атак, но поляки их успешно отбили.
Тогда защитники монастыря решили подорвать подкоп: два отряда русских воинов должны были отвлечь основные силы врага, а третий под командованием головы Ивана Внукова в это время осуществить задуманное.
Заряд был заложен, но поляки смогли помешать стрельцам. В последний момент, когда операция вот-вот могла сорваться, крестьяне Никон Шилов и Петр Слота, пожертвовав собой, совершили подрыв. Подкоп недруга был уничтожен и монастырь спасен.
Русское военно-историческое общество подвиг этих крестьян увековечило.
ПАМЯТНИК РОДИТЕЛЯМ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
А мы возвращаемся обратно к тому месту, откуда начали свое путешествие по городу – смотровой площадке. На противоположной от Лавры стороне проспекта Красной Армии установлен памятник родителям преподобного Сергия Радонежского.
Автор памятника — скульптор Константин Чернявский. Был установлен в 2014 году.
Скульптура изображает Кирилла и Марию вместе с их детьми: Стефаном, Варфоломеем и Петром. Пётр изображён на руках у отца, Варфоломей же шагает вперёд, в сторону Троице-Сергиевой Лавры — памятник установлен как раз напротив неё, лицом к Святым воротам Красной башни.
Вокруг памятника находится сквер с лавочками, где можно немного отдохнуть, а также небольшая смотровая площадка.
В городе Сергиев Посад осталось еще много интересного, но мы были ограничены по времени, и нас ждали следующие города.
Сделав на прощание вечерние снимки Сергиева Посада, мы поехали в следующий город – Переславль-Залесский.
Путешествовал Павел Матвейчук
Продолжение следует…