Image

Приключения тела и парадоксы духа

«Творчество Натальи Стремитиной – одно из самых оригинальных явлений в «женской» прозе в русской культуре конца нашего столетия...» – восторженно отозвался о книге Натальи Стремитиной «Приключения Тела» литературный критик Виталий Пацюков.

«Ощущение живой жизни, самобытного авторского голоса... без «философизмов», «клубнички» и «постмодернистской крутизны...» – так характеризует критик Лариса Лаврова повесть Натальи Стремитиной «Записки из подвала», опубликованную в журнале Союза русских писателей в Германии «Литературный Европеец» за 1998-1999.  

«Женская» проза? Вопрос не однозначен. Несомненно, опознаваемы черты женственности прозы: её пристрастность, стремительный пульс пера, жажда радости и мужского признания и, конечно же, ее слабость и страх перед многоликой фигурой Зла. Но в ней и «неженское» мужество: героиня Стремитиной «встает с колен», «расправляет крылья» и летит к своей «вершине» (Орел и Женщина). Это женщина преодолевающая, преодолевающая яростный зов плоти, «иероглифы страха» ловушки незрелого разума и очень женский фатализм: пассивность, непротивление судьбе, а заодно и насилию (неважно мужчины ли, агрессивного окружения или общества) над сокровенным в своей личности.

Стремитинская проза не только преодолевает расхожие клише о сути женского сознания, эмансипировавшего себя от мужчины, однако же и с оглядкой на «зияние» в Теле Адамовом, но она творит новый тип женщины, просвещенной и просветленной, извлекающей свои незаемные уроки оптимизма, формулируя их для себя как нравственные законы (Записки из подвала).

Под пером талантливого автора утверждается тип женщины, очищенной преодолением ненасытной плоти своей, требующей все больше хлеба, зрелищ и всеобщего эквивалента, коим и в современной пост-Вавилонской цивилизации все еще является Золотой Телец.

Стремитина возводит женщину на престол Духовности без усилий и пафоса, и тем сильнее воздействие этого творческого акта автора на сознание читателя.

Свою миссию как писателя и как личности писательница видит в том, чтобы, одухотворив женщину Мыслью, вдохнув «силу и мужество в Добро и Красоту»,снять многовековое «проклятое» противоречие между полами, примирить их между собой, «завести» приключения Тела на тайны Духа и тем подготовить сознание Тела и Разума к восприятию «Нового Знания»:

 

«... И родилась первая женщина, способная Думать.
И поклялась она, что родит Мальчика и Девочку
и научит их жить в мире и согласии
и положит конец Вражде между Мужчиной и Женщиной.

И впервые скажет Мужчина:
Женщина, ты не только из плоти, но и Духа,
и я жажду не только Тела твоего, но и понять тебя жажду
и слушаю Слово твое и вижу Душу твою.

И открылся Мужчине новый источник Добра и Красоты,
что многие века топтал он своими ногами,
и грязь, и немощь, и похоть свою сбрасывал в него как
нечистоты, чтобы потом твердить: отравлен Источник.

И увидел Мужчина впервые лицо Мудрой Женщины
без коросты рабской униженности, без вероломства Слабости,
но равной себе не в словах, а в делах и Мыслях.

И воцарились на Земле Радость и Спокойствие,
и не стало Вражды и Злобы между людьми.
И соединились две Плоти и два Разума, две Души
и открылось им Новое Знание... И начался Золотой Век...»

……………..

Так крепнет перо Мастера, исследующего парадоксы Мысли и глубокие «подвалы» человеческой души с позиции правды и совести. Книга прозы Натальи Стремитиной – это яркое подтверждение страстных слов Бориса Пастернака о том, что «Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести...» Умение сказать правду без надуманности и трюизмов, к тому же увлекательно и живо – дар, которым делится писательница с читателем.

Наталья Стремитина – автор, с мощным темпераментом и внятным гражданским голосом, она говорит с читателем без фальши и кокетства. Текст прозы плотен, наблюдения остры и неожиданны, язык оригинален и изобразителен, нравственные акценты точно расставлены. Все это делает прозу Н. Стремитиной заметным явлением в современной литературе, заслуживают широкого обсуждения и благосклонного внимания литературной критики.

Вена, август 2014 г.
Доктор философских наук Нелли Холлер

 

Комментарии