Image
Image

Опасно: Конъюнктурщики!
25 сюжетов об извращении истории для массового читателя

Великий мудрец Лев Толстой выявил два 
вида   лжи. Первая -  искажение факта,
вторая  -   умолчание о  факте,  и эта
последняя ему  представ­лялась  более
опасной  и  вредной. 


По мне, слова Льва Толстого из эпиграфа  убийственны для тех, кто нынче перелицовывает-переиначивает историю нашего народа в угоду своим конъюнктурно-политиканствующим пристрастиям.  Не брезгливы: то и дело  пользуют наихудшие  правила-нормы    советского партагитпропа. 

Напомню хотя бы о том, как по команде «перестроечного» партидеолога А.Н. Яковлева  нестеснительно навязывали обществу в оценках истории и политики  подлоги и просто ложь, как это признал - внимание! - сам Яковлев, когда перешел в услужение Горбачеву и Ельцину (в книге «Горькая чаша»).

Наши дни: впору снова крик «Невмоготу!» А как иначе, если даже  Всероссийский  Центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) бьет в  набат по  итогу опроса в 2018-м: 66% всех сограждан критикуют «приём подмены исторических фактов, чтобы навредить России» («Комсомольская правда». 2018, № 91).

Любо мне, русскому писателю, выразительное слово дагестанского поэта Расула Гамзатова: «Выстрелишь в прошлом из пистолета – оно ответит  из пушки». 


1.НОРМАНСКАЯ ВЕРСИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РУСИ

То и дело немало СМИ возбуждают общество  агитацией за доподлинную историчность с именем заморского пришельца Рюрика т.н. «норманской» (варяжской) версии возникновения государственности Руси. Будто нет иных мнений  корифеев исторической науки М. Ломоносова, Н. Карамзина, Д. Илловайского,  советского академика Б. Рыбакова и немало других.   

Итак, неужто и в самом деле собрались-де в пещерах у кострища  некие дикари в вонючих шкурах и хрипло заорали в холодные заморские шхеры и фиорды «На помощь!»   

Эта  моя фантазия  исключена! Напоминаю: Русь и до варягов представала весьма  организованным сообществом.  

Читаем же Карамзина в его знаменитой «Истории государства Российского» (т.1, главы 2,3 и 4): «славяне» имели народное правление»;  они «До варяжского правления, по словам Нестора, умели довольствоваться древними законами отцов своих»; «Хлебопашество, в коем они издревле упражнялись, и которое вывело  их – может быть, ещё за несколько веков до Рождества Христова – из дикого, кочевого состояния».  И т.д.

Хотели лучшего с помощью варягов? Вероятно! Но зачем замалчивать сообщенное Карамзиным: «Недовольство  властию  завоевателей». Да и то знаменно: ведь поныне слово «варяг» - не из похвальных.

Русская старинная пословица научает: не будь тороплив, будь памятлив.     

 

 

2. ПУШКИН В ПРОКРУСТОВОМ ЛОЖЕ ПРИСТРАСТИЙ

Одна поэтесса  из либеральствующего стана соблазнила «Комсомольскую правду» призывом оконъюнктурить  биографию  Пушкина. Она  стала внушать неискушенному читателю, что  его творчество  не подвергалось царской цензуре: «Комментировать такой бред попросту смешно. Назовите хотя бы одно произведение, которое наконец-то император запретил».

Ей не урок от советского партагитпропа, который столь же рьяно  перелицовывал Поэта едва не в революционеры! Цитировали, цитировали  «Темницы рухнут и свобода…»  При этом «забывали» и то, что  его стихи «Клеветникам России» поддержали международную политику царя.

Итак, была ли для Пушкина цензура.  Припомню кое-что – внимание - из многого.  Вот царь в 1829-м читает  письмо генерала Бенкендорфа, начальника Ш отделения Собственной Канцелярии Его Императорского Величества: «Пушкин, революционные стихи которого, как «Кинжал» (Занда), «Ода на Вольность» и т.д., переписываются и раздаются направо и налево». Вот Бенкендорф объявляет: «Он троих  друзей – Дельвига, Пушкина и Вяземского  уже упрячет, если не теперь, то вскоре, в Сибирь».

Сохранены и самого Пушкина отклики на цензуру, один из них: «Мне возвращён «Медный всадник» с замечаниями государя».  

Я написал письмо цензорше биографии Поэта и посоветовал прочитать мою книгу «Зима, весна, лето и Болдинская осень. Жизнь А. С. Пушкина в 1830 году». Почему? В ней десятки и десятки фактов отношения к Пушкину власти. 

Не откликнулась! Итог: читатели огромно тиражной «Комсомолки» приговорены познавать искаженную биографии нашего Гения.
Пушкин оставил своим биографам  в назидание преинтереснейшее четверостишие:

Смеясь жестоко над   собратом, 
Писаки русские толпой
Меня зовут аристократом:
Смотри, пожалуй, вздор какой!
             


3. И ЖЕНА ПУШКИНА ОБОЛГАНА

Таша  – жена Пушкина, так звали ее домашние…. Какая же вопиющая своей ложью  прижилась неправедно-обидная молва: «И какое могло быть духовное общение между Пушкиным и малообразованной шестнадцатилетней девочкой, обученной только танцам и уменью болтать по-французски?» 

Это столь безапелляционное обвинение высказал до сих пор читаемый биограф Пушкина  Викентий Вересаев (1867-1945 гг.) в своей книге «Пушкин в жизни». С тем же Анна Ахматова и Марина Цветаева.

Что на самом деле? Читаем же  хотя бы  письма Пушкина невесте и затем и  супруге:

-  «Стихов твоих не читаю. Черт ли в них; и свои надоели…»; 

-  «Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно»;

-  «Твое замечание о просвещении русского народа очень справедливо, и делает честь тебе, а мне удовольствие»; 

-  «Благодарю, душа моя, за  то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе: докажу после»; 

- «Пиши мне также новости политические. Я  здесь газет не читаю… Не знаю, что делается на белом свете…» Это письмо рождено в карантинном (против холеры) Болдино.

- « Кстати: пришли мне, если можно, Essays de M.  Montаqne   («Опыты г.Монтеня.- В.О.)… Отыщи». Речь о французском писателе и философе эпохи Возрождения.

- «Пошли ты за Гоголем и прочти ему следующее: видел я актера Щепкина, который ради Христа просит его  приехать в Москву прочесть «Ревизора». Без  него актерам не спеться»; 

- «В Архивах  я был, и принужден буду опять в них зарыться месяцев на 6; что тогда с тобою будет? А я тебя с собой, как тебе угодно, уж возьму».

-  «Какая ты умненькая, какая ты миленькая! Какое длинное письмо! Как  оно дельно! Благодарствуй, женка». 

Могу продолжать.                          


4. ЗАЧИСТКА СКРИЖАЛЕЙ

Поездил я по главным западным странам и проникся спокойным там отношением общества к биографиям вождей народных восстаний и идеологов  политического инакомыслия: от Спартака или Робеспьера до, например, Вольтера. 

Но что ныне у нас?  Исчезли из обиходной памяти крестьянские войны Разина, Пугачева, Болотникова и иных, уж не слышна даже  песня про легендарного разбойника Кудеяра. В самых редких случаях звучат имена  диссидентов  царских времен Новикова,  Радищева, Белинского, Добролюбова, Чернышевского, Плеханова, предвзяты оценки декабристов…                  

Ну, совсем как по лекалам советской идеологии, когда запрещалось приобщение  к трудам, например, И. Киреевского, Ю. Самарина,  К. Победоносцева, М. Каткова, М.О. Меньшикова – идейных противников революционных демократов и большевиствующих социал-демократов.  И нипочём нынешним волонтерам от цензуры, что  великие умы России являют нестареющий урок: быть объективным. Таков,   к примеру, Лев Толстой  в оценках Чернышевского: «У него много  очень хороших,  высоких в нравственном смысле мыслей» (Л.Толстой. С.с. в 22 томах, т.22, стр.482). Могу продолжить: например, Иван Бунин, убежденный антикоммунист,  восхищался  Белинским.  

Разве не так, что цензурирование интеллектуальных богатств – это  боязнь идеологов и СССР, и нынешней России  доверять обществу  всю радугу событий и явлений на  необозримом  небосводе  истории нашей культуры. Но если всё-таки что-то политизировано пугает, так отстреливайся должными объяснениями-комментариями.    

…Хороша наша старинная поговорка: кланяйся своим, да не забывай наших.


5.  ЧТО ЗАМАЛЧИВАЕТ КПРФ?

Пропагандисты этой партии тоже горазды на штамповку «белых  пятен» в истории. До сих пор, публично не обнародовано: по каким таким причинам народ отвернулся от КПСС и смирился с развалом СССР.         

Утаивают, что КПСС  не пошла на экономические реформы и не  покончила с понятием «дефицит» товаров народного потребления и с очередями «на жильё».  Что так и не воспитала высшее  партийное и государственное чиновничество в качестве  истинных слуг народа  не на словах, а на деле. Что  совпартдемократия  зиждилась на анти демократии (речь о повсеместной практике выборов при намеченных «сверху» кандидатурах и о том, что с  начала 30-х годов  покончили с открытыми партийными дискуссиями). Что пренебрегли опытом  реформируемого Китая и отвергли  призывы некоторых компартий Запада осуществлять «социализм с человеческим лицом».  Что народ не принял придуманный  КПСС «Моральный  кодекс строителя коммунизма»  и почти всеобще ринулся в лоно религий.    

Напомню  то, о чем КПРФ нынче помалкивает:  коммунисты  в парламенте голосовали по призыву Ельцина в 1990 году за независимость РСФСР  – так начинался развал СССР. 

 


6. ПЕТР СТОЛЫПИН: И ОН В ЦЕНЗУРЕ

Председатель правительства России в 1906-1911 годы…  Во времена СССР  он был ненавистен как подавитель  революции 1905 года. Нынче  то и дело восхваляем  как великий реформатор экономики.

Однако же  преданы  забвению его до сих пор злободневные  наставления в заботе о народе. Те, что не втискиваются в прокрустово ложе политических пристрастий.  

…Есть книга 2002 года, которую обрекли на замалчивание и изданием в провинции (Саратов), и нежеланием  откликнуться в СМИ на ее выход.  Это «П. А. Столыпин.  Жизнь за Отечество» Г. Сидоровнина. Не посчитались даже с мнением  Патриарха – он автор  предисловия-напутствия.

Далее некоторые извлечения из наказов Столыпина явно ничуть не устаревшие.  

-«Положение рабочих в России находится сравнительно в неудовлетворительном состоянии – недопустимо, чтобы рабочий класс и в дальнейшем оставался беспочвенным пролетариатом»; «Бесплатную медицинскую помощь…»,  «Плата за  право обучения должна быть такова, чтобы  и малоимущие классы имели бы возможность дать своим детям минимум среднее, а по возможности и высшее образование. 

- Прогрессивный подоходный налог с таким расчетом, чтобы малоимущие классы были бы по возможности совершенно освобождены от всяких налогов. Главная тяжесть прогрессивного налога должна, естественно, падать на наиболее зажиточный класс и на крупную промышленность.   

- Министерство финансов совместно с Министерством торговли и промышленности, должно следить за тем, чтобы цены на предметы производства не были увеличены в большей мере, чем это вызывается увеличением заработной платы и взиманием налога с оборота».

Ещё указание:  « Тщательно изучить культурную, религиозную и социальную жизнь каждой национальности и создать  все условия к тому, чтобы они были не врагами России, а ее верноподданными».

Злободневны и его  наказы  по разряду внешней политики:

- «Не забывать о тех внешних и  внутренних врагах России, которые всячески  стремятся к расчленению России;

- Соединенные Штаты Америки фактически имеют совершенно неправильное представление о русском народе;

-  Если бы в силу  какой-либо тяжелой и затяжной войны, погибнет Монархия, а Россия, как единое и мощное государство, перестало бы существовать, то русский народ не может рассчитывать на какую-либо помощь со стороны государств Западной Европы»:

… Однако же не ржавеет народная мудрость: по старой памяти, что по грамоте.


7.  КАНУНЫ 1917-го:  КАК ЖИЛОСЬ НАРОДУ

Напомню: немало  СМИ  в пору 100-летия Октября 1917-го то и дело  укоряли свой народ, что зря в  благополучной-де  стране пошёл  за большевиками. Одна газета придумала, что при царе и голода-то не было.

Так ли? Читаю в научном журнале «Отечественная история»: «В 1913 году национальный доход на душу населения России составлял  1/3 от немецкого и 1/ 8 от США. (1998,№1, с. 98). Здесь же: смертность была одной из самых высоких в мире; четверть детей умирали на 1-м  году жизни, половина не доживали до 5 лет.  Есть и такое от статистиков  печальное заключение: средняя продолжительность жизни в те годы - 32,9 лет (!)  - среднеевропейская 49».

Отсутствовал голод? Что же забыто свидетельство  февраля 1917 года председателя  Госдумы Родзянко: «Волнения принимают  стихийные  и   угрожающие  размеры.  Основы их – недостаток  печеного хлеба и слабый подвоз муки». Он добавил: «Полное недоверие власти, неспособной вывести страну  из тяжелого положения» («Отречение Николая». М.,1990. Стр. 224).

Валентин Осипов,
член Высшего творческого совета Союза писателей России,
лауреат Большой литературной премии России

Комментарии