- Как мы закат ловили…
- Прощание с Испанией
- Первый день
- Мир, страна, университет – 25 лет развития
- Три К – от книги к книге
- Глава о теории «чистого озера» и вечном запрете на чужое
- Душою чистой...
- Поздравляем наших милых женщин с 8 марта.
- В Университете мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского состоялась XVIII Всероссийская научная конференция
- Житейки
Мы завершаем публикацию цикла стихов Юрия Говердовского «Бамовцы». Она приурочена к 45-летию принятия решения о достройке магистрали, что позволило открыть сквозное железнодорожное движение от Тайшета до Советской Гавани. Однако ввод в постоянную эксплуатацию БАМа, завершившийся 29 октября 1989 года вручением начальником Главбамстроя Ефимом Басиным символического ключа от магистрали железнодорожникам, вместо ожидаемой радости и пользы для страны обернулся в перестроечные годы другим — на фоне деградации государства, инициированной «прорабами перестройки», и развала СССР БАМ назвали «дорогой в никуда».
— Юрий, есть хоть какие-то основания утверждать о бесперспективности БАМа?
— Ну, что вы! Тот, кто считает, что эта дорога — зряшное дело, по меньшей мере, близорук, а обвиняет в своих грехах тех, кто имел и имеет совершенно противоположную точку зрения. Неужели в нашей стране решения принимают исключительно глупцы и предатели! Да, были те, кто одной рукой вручал бамовцам заслуженные ими высокие награды, а другой одновременно душил магистраль. Но их единицы. Польза от БАМа неоспорима и его стратегическим значением, и неисчерпаемостью прилегающей к нему огромной кладовой природных и ископаемых ресурсов, и в качестве ещё одного могучего скрепа для страны, и открывшейся возможностью продолжить продвижения на север с освоением новых территорий, и многим другим. В конце концов, это великая история России, Советского Союза. Уже сейчас БАМ, по оценке специалистов, работает на пределе пропускной способности. Поэтому ведётся модернизация магистрали для кратного увеличения грузопотока. «Стало очевидным, что БАМ в высшей степени востребован, но и его уже даже не хватает» — это сказано Президентом России Владимиром Путиным в 2014 году, когда он поздравлял ветеранов БАМа и железнодорожников с 40-летием начала завершающего этапа строительства магистрали. По его словам, ветераны «...сделали, совершили, осуществили огромный, очень нужный для страны проект, который имеет своё развитие и будет иметь его дальше». Ваши комментарии, пессимисты и пораженцы!
Я искренне уважаю людей, которые вопреки всему в 30-е и 40-е годы начинали, а позже, в 70-е и 80-е, завершили строительство этой великой дороги. Я благодарен судьбе за то, что мой отец и я причастны к ней, за то, что «звенья лет БАМ стыкует крепко...»
Юрий Говердовский
Бамовцы
- Цикл стихов -
Отец и сын
Пробежала дрожь по губам.
Над буржуйкой склоняясь низко,
«Мой отец не достроил БАМ», -
Повторил бригадир Косицкий.
Над бытовкой столбом дымок,
Припадёт, если ветер дунет.
До костей мостовик промок
На дождливой сейчас Амгуни.
Нависает второй пролёт
Над бурливой рекой таёжной.
Так сердито вода поёт
И шуршит по камням тревожно,
Как тогда — сорок лет назад...
В память это вонзилось цепко.
Не отводит Косицкий взгляд,
Звенья лет БАМ стыкует крепко.
И под дробь, что рассыпал дождь,
Говорит, головой качая:
«Про сынов промахнулся вождь —
За отца и сын отвечает».
Сделал он, что не смог отец:
С ним же в связке незримой вместе,
Горьких лет завершил венец
«Золотым звеном» на разъезде.
Последний бамовский герой
За ввод в постоянную эксплуатацию магистрали девяти бамовцам 10 августа 1990 года было присвоено звание Героя Социалистического Труда, среди них Ефим Басин.
Когда, забыв, что Царь и Бог
Всегда вели страну к победам,
Её возглавил демагог,
Пришёл черёд великим бедам.
Под звон речей сдавал он всё:
Афганистан, моря, Европу.
И до сих пор с трудом ползём
По воле псевдофилантропа.
Да, подписал он тот указ,
И бамовцам вручили Звёзды,
Но лично сам хотя бы раз
БАМ поддержал в делах серьёзных!
То время было — просто жесть,
Когда всё скверно, мир не красен.
Но хорошо, что люди есть
Такие, как строитель Басин!
Когда возглавил Главбамстрой,
Страна под горочку катилась.
Зачем нам БАМ?!
Но наш герой
Не на живот за стройку бился!
Нет денег? Вводим хозрасчёт,
Своими делаем руками
Всё то, что нужно...
Свой зачёт
Он с честью выдержал на БАМе!
Да, был и жёсток, и колюч,
Но он имел на это право,
И трассу сдал стране под ключ,
И заслужил достойно славу.
Журят писателя подчас
За высоту и пафос слога.
Но что рассудит лучше нас,
Чем не великая дорога?!
Имена
Когда от моря до Тайшета
Проедешь ты по трассе этой,
То окунёшься вглубь времён:
То далеко, то рядом где-то
Горит созвездие имён.
Разъезды, улицы, вокзалы...
И прочих мест ещё немало,
Где благодарная страна
Рукою твёрдою вписала
В свои скрижали имена.
Здесь выплывут из дали мглистой
Первопроходцы, декабристы,
Оставшись в памяти людской,
А потому и ныне близко -
Бестужев, Кюхля, Невельской.
Здесь современные герои,
Кто БАМ умом, руками строил,
Совсем не рвясь на пьедестал.
Пример? Алиев — на Ангое
Назвали в честь его вокзал.
Гвоздевский, Кузнецов, Аносов,
Милько... — стучат, стучат колёса,
Впечатав в память по слогам
Имён созвездие — к вопросу:
Не ЧТО, а КТО такое БАМ?!
На Кузнецовском перевале
Перевал через хребет Сихотэ-Алинь на участке Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань БАМа назван в честь изыскателя и проектировщика железных дорог Арсения Кузнецова, умершего 15 ноября 1943 года и похороненного здесь же на сопке Песчаная.
Как долго остывают глыбы скал!
Ты вновь меня согрел, мой перевал!
Мы снова встретились!
В распадке, у костра,
Тайга баюкает, как старшая сестра.
Лопочут говорливые ручьи,
Как будто вопрошают: чьи вы, чьи?..
А чьи вы, чьи вы? Этот же вопрос
Звучал, когда под перестук колёс
Вагоны шли, тянулись чередой.
Везли
тех из дому, а тех —
уже домой.
Мелькали рек таёжных пояса,
Болота и дремучие леса.
Кружилось над распадком вороньё...
И понял я, что это всё — моё!
Здесь в летний зной и в яростный мороз
Дал мой отец ответ на тот вопрос,
Когда часов по пять — не больше — спал,
И трассу пробивал на перевал,
Когда, вгрызаясь в твердь и лес валя,
Он знал, что Удоменская петля —
Дорога к морю, нужная стране,
Измученной до края на войне...
Здесь нынче закрывает неба синь
Крутым прижимом Сихотэ-Алинь,
Здесь, в скалах, бьются близкие сердца
Тех, кто прошёл по трассе до конца,
Здесь обелиск венчает та звезда,
С какой прорвались к морю поезда!
Юрий Говердовский