Image
Image

Музы России

Бессмертное счастие наше
Россией зовётся в веках.

Владимир Набоков «Родина»

«Гармония – один из основополагающих законов Вселенной. Хоровая музыка – своеобразный разговор душ – раскрывает в человеке чувство прекрасного, помогает стать гармоничнее, значит и совершеннее» – утверждает доктор философских наук, заслуженный работник культуры России, профессор Константин Николаевич Костриков, основатель и художественный руководитель Академической хоровой капеллы Российского университета транспорта (МИИТ).

Этот высококлассный коллектив, лауреат престижнейших Фестивалей и Международных конкурсов в Чехии, Австрии, Словакии, Ирландии, принял участие в Торжественном пленарном заседании, открывшем ХХIХ Международные образовательные чтения «Александр Невский: запад и восток, историческая память народа».

С проникновенными словами к участникам традиционных Международных образовательных чтений, проводимых в пасхальные дни, обратился Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Он, в частности, подчеркнул необходимость «ограничить влияние на детей и молодёжь <…> тлетворного воздействия извне». А также предложил постоянно знакомить подрастающее поколение граждан «с духовными основами богатейшей культуры нашего народа».

Сбережению духовного наследия многовековой культуры и традиций народов России посвятил многие годы жизни и творчества композитор Константин Николаевич Костриков. Четыре прозвучавших в рамках Международных образовательных чтений части из его новой яркой Кантаты «Александр Невский», приуроченной к знаменательному событию – 800-летию великого русского патриота, Святого благоверного князя Александра Невского, были тепло встречены собравшимися.

– Константин Николаевич, – обращаюсь к композитору, – исполнение Академической хоровой капеллой номеров Кантаты «Александр Невский» – «Город», «Битва», «Русь триединою верой сильна», «Арии князя Александра Невского», по мнению участников Торжественного заседания, внесло яркую музыкальную краску в программу чтений, в очередной раз продемонстрировало высочайший профессиональный уровень молодых артистов.

– Кантату, в которой восемь хоровых номеров и арии – Князя, Княгини и их дуэт, мы с супругой, Татьяной Ивановной, задумали ещё лет десять назад, когда работали в Российском социальном университете. Моя жена возглавляла Культурный центр университета, я был помощником ректора по вопросам культуры и воспитания, советником Валентины Ивановны Матвиенко по культуре и образованию в Совете Федерации РФ.

Для меня, патриота России до мозга костей, мечта написать Кантату, посвящённую Александру Невскому, была естественной. В 2010 году мы создали группу, в которой Татьяна Ивановна стала главным хормейстером, я – художественным руководителем. В основу Кантаты была положена поэма Александра Владимировича Бутузова «Песнь о ледовом побоище». В этом, подчеркну, не коммерческом проекте, мы искренне стремились музыкальными средствами раскрыть образ патриота России, Святого благоверного князя Александра Невского. Я считаю, что Невский, Суворов, Кутузов, Жуков – это истинные патриоты и герои. Их имена должны быть навсегда запечатлены в исторической памяти нашего народа.

Прозвучавшие номера Кантаты, посвящённой Святому благоверному князю Александру Невскому, – продолжает Костриков, – вызвали большой отклик, особенно в социальных сетях. Высказано мнение о необходимости повторить прекрасно скомпонованную музыкальную часть чтений в рамках проходящего в течение этого года празднования 800-летия Александра Невского. Например, в Храме Христа Спасителя, либо в Главном храме вооружённых сил России в парке «Патриот», может быть, в Государственном Кремлёвском Дворце, исполнить Кантату уже полностью.

– Константин Николаевич, известно высказывание В. А. Сухомлинского: «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие». Как вы воспринимаете термин «музыка»?

– С культурологической стороны музыка – вид искусства, отражающего действительность в звуковых образах, – размышляет Костриков. – Для меня же – смысл жизни. Моя бабушка по линии мамы прекрасно пела. Музыку она чувствовала сердцем. Помню, как года в три – четыре я заслушивался её пением, запоминал куплеты песен, которые она с мамой специально напевала для меня. Когда мне исполнилось пять лет, бабушка сказала моим родителям: «мой внук будет либо музыкантом, либо священником». Действительно, музыка пронизывает всю мою жизнь.

Помню, как раньше государство заботилось о том, чтобы интерес к классической музыке развивать у подрастающего поколения, – продолжает Константин Николаевич. – В своё время, помимо музыкальных школ, где обучали исполнителей на различных инструментах, во многих городах страны были открыты музыкально-хоровые студии, в которых талантливые ребята получали навыки хорового искусства.

Им выдавали такой же аттестат, как и после окончания музыкальной школы. С этим аттестатом можно было поступать в музыкальные училища. Сейчас увлечение детей «стрелялками» в интернете, – продолжает профессор Костриков, – нередко приводит к таким трагедиям, какая случилась в одной из гимназий в Казани. Ужасно, что появляются последователи подобных преступников. Представьте, не побоюсь этого слова, одурачивание нашей молодёжи начало приходить из Америки еще в конце восьмидесятых годов прошлого века.

Высказывание Сухомлинского о том, что «без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие» означает, что серьёзная классическая музыка помогает отсеивать наносное, очищает «интеллектуальный шлак». Молодые люди по-другому начинают мыслить и строить свою жизнь. Это особенно важно для них, ведь музыка несёт серьёзную эстетическую и воспитательную функцию. Пощёлкайте сейчас телеканалы, – продолжает композитор, – практически все они настроены совсем не на патриотическое воспитание наших людей, не на стремление привить тягу к прекрасному, познакомить с лучшими традициями нашего народа.

– В продолжение сказанного вами, Константин Николаевич, подчеркну, приходится только сожалеть, что в пасхальные дни ряд российских телеканалов, буквально взахлёб, стал восхвалять так называемую «конкурсную песню», выдвинутую от нашей страны на пресловутый главный европейский песенный конкурс «Евровидение». Не стану не литературно называть это нагромождение звуков, которое музыкальный критик С. Соседов на страницах «Москвы вечерней», в частности, жёстко оценил, как представляющее «эстетику зоны». Как такое, с позволения сказать, «искусство» соотнести с вашим утверждением: «В России – очень талантливые люди, им только необходимо дать возможность раскрыть свой талант, выразить свою душу».

– Я достаточно долго живу на свете, для того чтобы сравнить разные периоды. В советское время люди тоже были отнюдь не идеальные – отвечает Константин Костриков. – Семьи были различными. Но люди, каждый по-своему, были талантливы. Я знал простых людей, которые и выпивали, но могли написать замечательный портрет, другие, без музыкального образования, отлично играли и сочиняли музыку. Это всё благодаря генам, которые передавались из поколения в поколение.

Но в 90-е годы была дана команда всё разрушить, всё прекратить – народ, видите ли, слишком талантлив, значит надо не продолжать развивать его, а только качать ресурсы. Подтверждением этому стали появившееся «управленцы». Среди них есть и те, кто абсолютно не понимают, чем «руководят». Но они находятся в «команде», вот вам новомодное понятие. Этим «управленцам» все равно чем управлять – запускать ли ракеты, руководить ли симфоническим оркестром. Были бы деньги!

И, тем не менее, ещё раз скажу, что люди у нас в большинстве талантливые. Поэтому нужно срочно пересмотреть всю нашу воспитательно-образовательную систему. Очень нужны талантливые, неравнодушные преподаватели.

– Константин Николаевич, по моему мнению, понятие учитель, наставник – многогранно. Вы с супругой тоже относитесь к воспитателям. Я видел, как в Зале торжеств университета Татьяна Ивановна дотошно и внимательно занималась вокалом, разучиванием партии с юношей – любителем хоровой музыки.

Хоровая капелла МИИТ

– Для меня, – размышляет профессор Костриков, – учитель, в первую очередь, человек, который делится своими знаниями, богатым опытом, то есть учит. Считаю, что сейчас не хватает именно учителей-подвижников. Вдумайтесь, раньше в стране было много училищ разного профиля – торговых, музыкальных, профтехучилищ. Меня «с чистого листа» научили дирижёрскому ремеслу именно в Тульском музыкальном училище имени А.С. Даргомыжского, в котором преподавала прекрасный педагог Вера Леонидовна Корнеева. С каждым студентом она занималась скрупулёзно, предельно внимательно, не пропуская ни малейших погрешностей, добиваясь идеального звучания.

Удивляют меня нынешние средние специальные учреждения – колледжи. Мы что, находимся в Англии или в Западной Европе? Что означает понятие «колледж»? – продолжает доктор философских наук К. Н. Костриков. – Училище происходит от слова «учить». Музыке обучали восемь лет в музыкальной школе, четыре года в училище, затем еще пять лет совершенствования в консерватории. Разве наша система обучения была хуже зарубежной, разве наши артисты, ученые, конструкторы не были признаны во всём мире? Как можно не ценить достижения, наработанные многими десятилетиями!

Разве за четыре года нынешнего обучения в колледже возможно достичь высокого профессионализма? Только глубокие знания, многолетний настойчивый труд способен раскрыть талант человека, которым потом будут гордиться соотечественники. Музыка – есть вибрация души, если она идёт от Бога! Лишить подрастающие поколения серьёзной музыки – значит оторвать их от «духовных основ богатейшей культуры нашего народа».

Подчеркну, – продолжает профессор, – что в советский период в нашей стране было много замечательных композиторов, помимо классических произведений, написавших немало прекрасных эстрадных песен. Для нашей Капеллы мы с Татьяной Ивановной сделали хоровую обработку любимых многими песен – «После дождя» Оскара Фельцмана и «Как в России поют», которую исполнял ВИА «Орэра». Собираемся продолжать это направление и дальше.

Традиционный финал концерта -«Славься» Михаила Глинки

Академическая хоровая капелла РУТ (МИИТ) в течение многих лет в канун Дня Победы неоднократно выступала на Поклонной горе, участвовала в празднествах на Красной площади Москвы в День славянской письменности и культуры, исполняла произведения в Кремлёвском Дворце съездов, в Храме Христа Спасителя.

Публика особенно тепло приняла оригинальные транскрипции духовных и светских сочинений выдающихся русских композиторов-классиков: Дмитрия Бортнянского, Александра Бородина, Сергея Рахманинова. Вполне закономерно, что благодаря глубоким знаниям многовековых музыкальных традиций, Кантата «Александр Невский» композитора К. Н. Костриков достойна войти в число широко исполняемых произведений хоровой классики наших дней.

Завершу статью, посвящённую запоминающемуся выступлению Академической хоровой капеллы Российского университета транспорта (МИИТ) на Торжественном пленарном заседании, открывшем ХХIХ Международные образовательные чтения «Александр Невский: запад и восток, историческая память народа», посвящённые 800-летию Святого благоверного князя Александра Невского, проникновенными строками стихотворения «Родина» Владимира Набокова, написанными почти век тому назад:

Мы знаем молитвы такие,
что сердцу легко по ночам,
и гордые музы России
Незримо сопутствуют нам.

Константин Смертин

Комментарии