Image

Моя песня – волна

Русские писатели 19 века вряд ли догадывались, что потомки будут называть их представителями «Золотого века русской литературы», что они станут классиками, а произведения их попадут в школьные программы. Те, кого принято считать титанами, широко известны, начиная от А. С. Пушкина и кончая Л. Н. Толстым. Но есть ещё немало прекрасной литературы, проникающей в самую суть русской души и действительности, написанной нашими выдающимися соотечественниками, чьи имена значимы, но не так значительны, произведения которых знакомы нам в общих чертах. Один из них – уроженец земли рязанской, стихотворец и романист Яков Петрович Полонский. Несмотря на то, что стихи и песни поэта были популярны и любимы современниками, критика к нему не особенно благоволила и окрестила его «писателем редких вдохновений» (Ю.И.Айхенвальд).

Жизни лучшие мгновенья,
Сердца жаркие мечты,
Роковые впечатленья
Зла, добра и красоты;

Всё, что близко, что далёко,
Всё, что грустно и смешно,
Всё, что спит в душе глубоко
В этот миг озарено.

Яков Петрович родился 6 декабря 1819 года в самом центре России, в Рязани, в дворянской семье. Его отец – Пётр Григорьевич Полонский мелкий чиновник, служил в канцелярии рязанского генерал-губернатора. Мать – Наталья Яковлевна, урождённая Кафтырёва, умерла, когда старшему из семерых детей – Якову было 13 лет. К тому времени он уже учился в рязанской мужской гимназии, где и сформировался его интерес к искусству и литературе. Особую склонность юный Полонский проявлял к поэтическому творчеству.

За год до окончания гимназии в августе 1837 года, происходит важная встреча, сыгравшая большую роль в жизни начинающего поэта: его стихотворное приветствие будущему императору Александру Николаевичу, написанное по поручению директора гимназии, получает высокую оценку Василия Андреевича Жуковского. Он, как наставник, сопровождал в путешествии по России цесаревича, собиравшегося посетить Первую рязанскую гимназию. От имени Александра в присутствии учителей и воспитанников Якову был вручён футляр с золотыми часами. Так начался его поэтический путь.

Моё сердце – родник, моя песня – волна,
Пропадая вдали, – разливается...
Под грозой – моя песня, как туча, темна,
На заре – в ней заря отражается.

Если ж вдруг вспыхнут искры нежданной любви
Или на сердце горе накопится –
В лоно песни моей льются слезы мои,
И волна уносить их торопится.

По окончании гимназии в 1838 году, Полонский поступает на юридический факультет Московского университета. В числе его друзей – литераторы, историки, актёры: Афанасий Фет, Аполлон Григорьев, Алексей Писемский, философ и публицист Пётр Чаадаев, историк Сергей Соловьёв и актер Михаил Щепкин. Яков Петрович участвует в студенческом альманахе «Подземные ключи», первое стихотворение своё публикует в журнале «Отечественные записки» в 1840 году, а в 1844-ом выходит его первый поэтический сборник «Гаммы» и получает благоприятную оценку критики.

За окном в тени мелькает
Русая головка.
Ты не спишь, моё мученье!
Ты не спишь, плутовка!

Выходи ж ко мне навстречу!
С жаждой поцелуя,
К сердцу сердце молодое
Пламенно прижму я.

Ты не бойся, если звезды
Слишком ярко светят:
Я плащом тебя одену
Так, что не заметят!

Если сторож нас окликнет –
Назовись солдатом;
Если спросят, с кем была ты,
Отвечай, что с братом!

Под надзором богомолки
Ведь тюрьма наскучит;
А неволя поневоле
Хитрости научит!

Завершив университетский курс, Полонский уезжает из Москвы, получив место в канцелярии кавказского наместника графа Воронцова. Живёт в Одессе, Тифлисе, сотрудничает в газете «Закавказский вестник». Знакомиться с братом Пушкина Львом Сергеевичем. В Одессе выходит второй сборник «Стихотворения 1845 года», и в 1849-ом – третий – «Сазандар». Стихи этого времени написаны под впечатлением кавказской жизни и приносят молодому пишущему чиновнику известность.

Грузинская песня

Всякий раз как под буркой, порою ночной,
Беспробудно я сплю до звезды заревой,
Три видения райских слетают ко мне —
Три красавицы чудных я вижу во сне.
Как у первой красавицы очи блестят,
Так и звезды во мраке ночном не горят;
У второй, как поднимет ресницы свои,
Очи зорко глядят, как глаза у змеи.
Никогда не была ночь в горах так темна,
Как у третьей темна черных глаз глубина.
И когда на заре улетает мой сон,
Не вставая, гляжу я в пустой небосклон —
Все гляжу да все думаю молча о том:
Кабы деньги да деньги, построил бы дом!
Окружил бы его я высокой стеной,
Заключил бы я в нём трёх красавиц со мной
От утра до утра им бы песни я пел!
От зари до зари им бы в очи глядел!

 

С 1851 года Полонский живёт и работает в Петербурге. Его стихи охотно публикуют литературные журналы – «Современник» и «Отечественные записки», но прожить одними гонорарами не представляется возможным. Ещё в студенческие годы (1839-1844), находясь в процессе приобретения знаний, а также творческих исканий, Полонский, чтобы свести концы с концами, постоянно подрабатывал репетиторством. Полученный педагогический опыт даёт ему возможность стать домашним учителем сына петербургского губернатора Смирнова и вместе с семьёй высоко поставленного чиновника в 1857 году путешествовать по Европе, где он знакомится со многими знаменитыми художниками и писателями, в частности, с Александром Дюма.

Спустя год, в 1858-ом Полонский возвращается в Петербург вместе с женой Еленой Васильевной Устюжской, дочерью старосты русской церкви в Париже. Этот брак продлился всего два года. Молодая женщина умерла от тифа, а следом за ней умер их полугодовалый сын. Якову Петровичу суждено было пережить эти трагические события.

Он служит в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати, и одновременно работает много и плодотворно, во всех литературных жанрах – от небольших лирических стихов, оперных либретто до больших по объему книг художественной прозы, пробует себя в мемуарах и публицистике.

В 1866 году Полонский женится во второй раз. Его красавица-жена – Жозефина Анатольевна Рюльман, увлекается скульптурой и активно участвует в художественной жизни Петербурга. Она подарила Якову Петровичу двух сыновей и дочь.

На гостеприимной квартире Полонских происходят встречи, получившие название «Пятницы» Якова Петровича Полонского, здесь собираются поэты и писатели, музыканты и художники, историки, учёные, проводятся литературные и творческие вечера.

Многие стихи Полонского, положенные на музыку известными композиторами Даргомыжским, Чайковским, Рахманиновым и другими, становятся романсами и песнями. Особое место по популярности принадлежит «Песне цыганки»:

Мой костёр в тумане светит,
Искры гаснут на лету.
Ночью нас никто не встретит,
Мы простимся на мосту…

Оба варианта этой песни – и музыканта Я. Ф. Пригожего, и композитора П. И. Чайковского с неизменным успехом исполняются по сей день.

Поэт часто пишет от женского лица и лирической героиней делает женщину. В поэтические антологии входит стихотворение «Затворница», написанное в 1846 году и более позднее – «Узница», посвящённое Вере Засулич. В целом, поэтическое мастерство Полонского – романтическое, но и гражданская лирика не исключение:

Писатель, если только он
Волна, а океан – Россия,
Не может быть не возмущён,
Когда возмущена стихия.

Писатель, если только он
Есть нерв великого народа,
Не может быть не поражён,
Когда поражена свобода.

 

Несколько строк из стихотворения «Откуда?»:

Откуда же взойдет та новая заря
Свободы истинной — любви и пониманья?
Из-за ограды ли того монастыря,
Где Нестор набожно писал свои сказанья?
Из-за кремля ли, смявшего татар
И посрамившего сарматские знамена,
Из-за того кремля, которого пожар
Обжёг венцы Наполеона?
Мне, как поэту, дела нет,
Откуда будет свет, лишь был бы это свет —
Лишь был бы он, как солнце для природы,
Животворящ для духа и свободы,
И разлагал бы всё, в чем духа больше нет.

 

Не только поэтический дар получил Яков Петрович при рождении, но и дар живописца. Способности к изобразительному искусству были замечены ещё в гимназические годы. Он много занимался рисованием и живописью, когда жил за границей, брал уроки у известных рисовальщиков. На протяжении всей жизни увлечение это сопровождало его. Ему принадлежит ряд замечательных пейзажей и портретов.

10 апреля 1887 года на празднестве, посвящённом 50-летию творческой деятельности Якова Петровича Полонского в присутствии научной и писательской общественности, были отмечены его заслуги перед русской литературой и торжественно вручён серебряный венок (хранится в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике). В 1890 году увидел свет его томик стихов «Вечерний звон».

Яков Петрович стал символом взаимосвязи великих русских литераторов, живших в начале и в конце 19 века, переходным звеном от Пушкина до Блока. Он высоко оценил талант юного Семёна Надсона, поэта с трагической судьбой, который ушёл из жизни в 24 года, провожал его в последний путь и посвятил его памяти стихотворение. Полонский прожил жизнь полную идей и трудов, продолжая государственную службу, никогда не прекращая творческую деятельность, оставил богатое наследие в стихах и прозе.

Умер Яков Петрович Полонский 79-ти лет отроду в Петербурге 18 октября 1898 года, согласно воле усопшего, был погребен рядом с могилой матери в Ольговом монастыре, близ Рязани. в 1959году прах его перенесен на территорию Рязанского кремля. Одна из улиц города носит имя поэта.

И любя, и злясь от колыбели,
Слёз немало в жизни пролил я;
Где ж они – те слезы? Улетели,
Воротились к Солнцу бытия.

Чтоб найти все то, за что страдал я,
И за горькими слезами я
Полетел бы, если б только знал я,
Где оно – то Солнце бытия?..

Материал подготовила
Ольга Харламова

Комментарии