Image

Лопухины
Историко-генеалогические заметки к 1000 - летию рода
(Часть вторая)

Преданья русского семейства…
А.С. Пушкин

Кажется, самым долголетним среди Лопухиных был генерал-поручик Владимир Иванович. Родившийся в 1705 году, он вступил в военную службу при Петре I, при Петре II командовал отрядом, который помог утвердиться на польском престоле королю Августу II, при Императрице Анне Иоанновне воевал под командованием принца Евгения Савойского вместе с имперским войском, помогая ему. При Императрице Елизавете Петровне Владимир Иванович Лопухин стал генерал-майором и исполнял должность Киевского генерал-губернатора, а Император Петр III направил его с войском в помощь прусскому королю Фридриху II. Отставка последовала лишь при Императрице Екатерине II, а скончался генерал, послужив шести Императорам, в самом конце её царствования, будучи 92 лет от роду.

Прославленным генералом был Василий Авраамович – сын казненного брата царицы Евдокии, – Авраама Федоровича Лопухина. Звездный час его жизни пришелся на известную в истории Семилетнюю войну. 19 августа 1757 года во время решающей битвы между русскими и прусскими войсками при деревне Гросс-Егерсдорф в Восточной Пруссии генерал-аншеф Лопухин командовал левым крылом русской армии, на которое пала главная тяжесть сражения. Был момент, когда российские гренадеры оказались смяты противником, и раненого генерала Лопухина, сражавшегося в их рядах, попытались схватить окружившие его пруссаки.

Увидев пленение любимого начальника, гренадеры вернулись, молодецким ударом освободили своего генерала и отбросили врага. Этот удар оказался решающим в сражении, битва была выиграна, но сам Василий Авраамович тут же на поле боя скончался от ран. В донесении государыне Елизавете Петровне главнокомандующий русской армией фельдмаршал С.Ф. Апраксин так писал о генерале Лопухине: «... упоминая о нем, не могу от слез воздержаться. Он до последнего дыхания сохранил мужество и к службе прямое усердие. Тремя пулями весьма тяжело ранен, однако, сохраняя остатки жизни, спрашивал только: «гонят ли неприятеля?». А как ему то уверено было, то последние его слова были: «Теперь умираю спокойно, отдав мой долг всемилостивейшей Государыне».

Подвиг генерала не забыт. Имя В.А. Лопухина в связи с этим сражением упоминается не только в военно-исторических трудах, но даже в современном «Военно-энциклопедическом словаре», изданном десяток лет назад, а народные солдатские песни о храбром генерале пели в русской армии еще во время Отечественной войны 1812 года.

И сегодня в Калининградском музее мы можем увидеть стенд, посвященный памяти генерал-аншефа В.А. Лопухина.

Иван Владимирович Лопухин.
Художник Д.Г.Левицкий, 1802-1804

Совсем иной, но не менее громкой славой овеяно в русской истории имя Ивана Владимировича Лопухина, выдающегося философа, государственного деятеля, писателя и мемуариста. Широкая публика знает его, возможно, больше других Лопухиных (исключая, разумеется, царицу Евдокию Федоровну) потому, что многие читали интереснейшие «Записки из некоторых обстоятельств жизни и службы действительного тайного советника и сенатора И.В. Лопухина, составленные им самим». В последний раз, кстати, эта замечательная книга была переиздана совсем недавно в серии «Памятники литературы XVIII века».

Иван Владимирович известен как гуманист, привнесший в русскую юридическую практику представление об исправительном значении наказания за преступление. «Не просто карать, но, милосердно карая, исправлять» – был его девиз. Он был просветителем и издателем, создателем школ и больниц.

Известен И.В. Лопухин и как организатор и великий мастер нескольких русских масонских лож, автор и переводчик масонских трудов – «Рассуждение о злоупотреблении разума некоторыми новыми писателями», «Нравоучительный катехизис истинных франк-масонов», «Духовный рыцарь», «Некоторые черты о внутренней церкви» и других. Когда при Императрице Екатерине II начались преследования масонов, Иван Владимирович не понес такой кары, как другие его собратья по ложам. Позже Император Павел I дал ему чин действительного тайного советника, некоторое время держал его при своей особе в качестве статс-секретаря, а затем назначил присутствующим сенатором в Москву.

Мы уже упоминали о светлейшем князе Петре Васильевиче Лопухине, который пользовался особым расположением Императора Павла I, даровавшего ему этот титул. Но и до этого высокого пожалования Петр Васильевич прослужил Тверским наместником и почти 10 лет Московским гражданским губернатором, а затем Вологодским и Ярославским генерал-губернатором, был награжден многими Российскими орденами, в том числе и звездой ордена Святого Владимира II степени, что было весьма высокой наградой.

В 1797 году он стал сенатором, в 1798 – генерал-прокурором, действительным тайным советником и кавалером высшего в России ордена Святого Андрея Первозванного, в 1799 году – светлейшим князем. Император Александр I назначил его министром юстиции, затем в 1816 году председателем Государственного Совета и Комитета министров в чине действительного тайного советника 1 класса (высшая ступень Табели о рангах), кои должности он исполнял до своей кончины в 1827 году. Он возглавлял высшие органы государственного управления России дольше, чем кто бы то ни было в истории России.

Среди чиновных и влиятельных хотелось бы упомянуть и тех Лопухиных, кто оставил свой несколько иной, скорее лирический, след в истории России. Таким был, в частности, Алексей Александрович Лопухин, один из немногих долголетних близких друзей Михаила Юрьевича Лермонтова. Он был братом известной ценителям поэзии Лермонтова «Вареньки Лопухиной», которой великий поэт посвятил множество стихов. Милый образ Варвары Александровны Лермонтов всю жизнь хранил в своем сердце. А его переписка с сестрой Вареньки Марией Александровной составляет значительную часть лермонтовского эпистолярного наследия.

Варвара Александровна Лопухина. Художник М.Ю. Лермонтов, 1835

Вспомним гвардейского поручика Ивана Николаевича Лопухина, известного автора музыки к романсам на стихи А.А. Фета, и капитана-преображенца Авраама Васильевича, написавшего несколько популярных в свое время книг стихов и прозы. Кстати, это по его замыслу и заказу архитектор А.Г. Григорьев построил в Москве, в Лопухинском переулке возле Пречистенки, прекрасную городскую усадьбу, которая и поныне пленяет поклонников Московского ампира.

По инициативе Лопухиных и деятельном их участии было создано пять монастырей. Для Лопухиных-храмоздателей (а ими возведено более 50 храмов) и строителей дворцов и усадеб трудились известные архитекторы В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Н.А. Львов, Дж. Кваренги, В.И. Беретти, Ф.К. Боффо и многие другие.

Не забудем и Марию Ивановну Лопухину, урожденную графиню Толстую, чей знаменитый портрет, написанный в 1769 году В.Л. Боровиковским, специалисты считают одним из лучших в европейском искусстве своего времени.

Надо отметить, что портреты Лопухиных писали многие выдающиеся художники: Д.Г. Левицкий, И.П. Аргунов, С.С. Щукин, К.П. Брюллов, А.Г. Варнек, Ж.Л. Вуаль, Ж.Л. де Велли, И. Ромбауэр, Ф.И. Лидер, И.Б. Лампи и другие.

Практически у каждого поколения рода Лопухиных была своя война.

Так в Отечественной войне 1812 года воевало 13 Лопухиных, из них 7 сыновей первого Тульского губернатора тайного советника Андрея Ивановича Лопухина.

Лопухины участвовали во всех войнах и крупных сражениях нашей истории.

Только лишь орденом Святого Георгия отмечены 10 представителей рода, а четверо награждены Золотым оружием с алмазами «За храбрость». Их имена увековечены на стенах Георгиевского зала Большого Императорского дворца в Кремле и Храма Христа Спасителя в Москве.

Подвиг корнета Г.Д. Лопухина

Лопухины воевали на фронтах Первой мировой войны. Обо всех не расскажешь, упомянем лишь двоих – отца и сына. В самом начале Великой войны в августе 1914 года в Каушанском сражении погиб Георгий Дмитриевич – поручик Лейб-гвардии конно-гренадерского полка. Это случилось на глазах его отца, командира этого же полка генерал-майора Дмитрия Александровича. А через три месяца скончался от боевых ран и сам генерал Лопухин.

Отрадно отметить, что за всё время служения Российским Царству и Империи Лопухины ни разу не были реальными участниками ни одного из многочисленных заговоров и переворотов. Они по мере возможности и сил просто служили своему Государю и Отечеству и блюли честь своего рода.

События печальной памяти 1917 года обернулись трагедией и для рода Лопухиных, раскидав их по всему свету, да так, что потомки некоторых из них нашли друг друга более чем через восемьдесят лет, во многом благодаря почти девятисотстраничному фолианту «Лопухины в истории Отечества», написанному к тысячелетию рода ныне уже покойным Б.П. Краевским, и вышедшему в московском издательстве «Центрполиграф» в 2001 году в составе серии «Россия забытая и неизвестная».

Л.П. Краевская

Комментарии