Image

Советская «Березка»: акценты времени… – 3-я часть. Перу, 1973 г.

70-е годы прошлого века… СССР не сдает свои позиции не только в космосе, но и в искусстве: «в области балета впереди планеты всей», а также зажигательного танца. Государственный Академический хореографический ансамбль «Берёзка» с лихвой заполнял и престижные мировые концертные залы, и огромные стадионы.

Страны и континенты выстраивались в очередь, чтобы пригласить на гастроли «чудодеев» из Москвы. Зрители родной державы изнемогали в ожидании редких встреч, твёрдо уверенные – для артистов «загранка» не иначе, как развлечение. А впечатлений-то сколько! И то правда…

Солист известного коллектива Леонид Шагалов, преподаватель в частности балетной школы «Сан-Франциско Балета» поделился записями в своём дневнике – как это было. Фрагмент рабочих зарисовок автора предлагаем вашему вниманию.

Перу, 1973

Теперь зрители ожидали увидеть «Берёзку» в Перу. Из Буэнос -Айреса, который находится на Атлантическом океане, летели в город Лима - на Тихоокеанское побережье. Целых 9 часов! Южная Америка использует (и тогда, и сейчас) в основном, небольшие самолеты, чаще всего – Боинг-737. И международные полеты между странами Латинской Америки больше похожи на автобусные поездки .

Столица. Приземлились только в три часа ночи. Организм спит. Вот в таком сонном состоянии дотащили багаж до автобусов, в таком же сонном состоянии доехали до какого-то отеля и, не разбирая вещей, рухнули в постель. Теперь наша задача – спать быстро: первый концерт в Перу уже сегодня вечером в городском театре, в центре города. Всё правительство государства непременно будет присутствовать. Это никогда не нарушаемая традиция: хочешь не хочешь – надо быть в хорошей форме. Всегда помнили: престиж Советского Союза – вот главное.

Выступления прошли, как обычно, с бурными овациями и к обоюдному удовольствию. Следующая площадка – стадион «Колизеум»: действительно колоссальный, необычный, в громадном котловане. Верхние трибуны - на уровне улицы, к сцене нужно спускаться вниз, в котлован, по пыльной, неасфальтированной дороге.

На футбольном поле стояла специально построенная для нас сцена, сложенная из деревянных щитов . Небольшая. И неудобная как для танцоров, так и для зрителей. .
Началась работа! Суббота, воскресенье, в будни двойные выступления. Итак, на стадионе 6 концертов. Трибуны аплодировали - ревели … «Берёзка» держала крепко свой успех.

Балагуры

А забавные ситуации на грани происшествий, конечно, были. Много. И в разной степени огорчительны.
В первый же свободный день решили ознакомиться с городом. Достопримечательностью, по совету жителей, оказался рынок: современное здание из стекла и бетона, с магазинчиками и лотками частных продавцов, в общем, как современный торговый центр. Каждый из нас держал руку в кармане джинсов, ощущая только что полученную зарплату: предупредили ведь - быть начеку. Ходили группой. Пробираясь через толпу, не заметили, что местные доброжелательные парни окружили одного из наших – Юрия.

Кто-то «случайно» наступил ему на ногу, другой толкнул: чтобы не упасть, Юрий вытащил руку из кармана - мгновенно чужая заняла свободное место и вытащила всю недельную зарплату. Вежливое "Perdoneme" ("Извините меня"), и местные «дружелюбы» моментально растворились в толпе. Потом уже, в отеле, разбирая эпизод по секундам, поняли, как тщательно был отрепетирован этот «спектакль» – артисты просто…

На следующий день педагог - репетитор ансамбля Майя спокойно шла по одной из центральных улиц Лимы. Столица страны, центр города. Рядом, слева, муж, музыкант нашего оркестра. Вдруг справа на тротуаре Майю обгоняет мотоциклист и бритвой срезает ремень наплечной сумочки. Расчёт простой – добыча упадет прямо ему в руки. Но не тут-то было! Воришка не знал, что сумочку держит русская женщина! Майя накрепко вцепилась в своё! Мотоциклист тоже не отпускал добычу, и, падая, нанёс кровавую травму Майе. Скорая помощь оперативно доставила пострадавшую в городскую больницу - лечение было долгим. Появилась Майя в отеле только перед самым выездом в аэропорт – бледная и похудевшая от волнений в чужой стране, не зная языка.

Сибирская сюита

И вот наконец последний концерт: мы выдержали всё… А сцена начала качаться – деревянные щиты расходились под нашими ногами! Это случилось во время “Сибирской сюиты”. Массовый номер, почти весь состав ансамбля, нагрузка на пол предельная! Те, кто не танцевал, – рабочий, технический директор Фёдор Иванович Шестаков, художник по свету Георгий Шустров (бывший артист), репетитор Владимир Алексеевич Якушин – на корточках полезли под сцену и держали деревянные щиты на своих руках!!! Практически на руках своих друзей, не зная, что произойдет в следующую минуту, с трудом улыбаясь, дотанцевали номер.

Антракт. Сначала Фёдор Иванович, а за ним мужчины, не занятые в танцах, полезли под сцену. Надо было успеть перевязать разболтавшиеся деревянные щиты. Удастся ли продолжить концерт? Наконец появились «ремонтники»: маленький, юркий Фёдор Иванович, стремглав бросился готовить следующий номер, танцоры – за ним:

– Ну, что…? 

– Танцуйте! – пробурчал Фёдор Иванович так, будто надоели ему своими ненужными вопросами: не хотел он изображать героя дня.

Сцена качалась, дрожала под нашими ногами, но выдержала. Прощальный концерт завершился очередным триумфом – шквал аплодисментов сотрясал стадион.

На следующий день мы вылетели в Венесуэлу…

Солист Государственного Академического хореографического ансамбля 
Леонид Шагалов, 2021 год, Портленд, Орегон, США
Солист-танцор Ансамбля «Берёзка», 1968 – 1982

Комментарии