Image

Вётел седых полумрак

… «Роскошь общения» – ещё недавно банальная фраза обрела вдруг глубоко содержательный смысл: в атмосфере пандемического опасения за собственное здоровье не каждый решится на личные встречи даже с интереснейшими творцами в «насиженных» общественно-культурных местах, среди которых неизменно Центральный дом литераторов – московский клуб писателей. А ведь случилось такое…

Золотая осень собрала здесь на презентацию нового издания поэта, прозаика, журналиста Ольги Харламовой «Родные просторы» (Москва, Вест-Консалтинг, 2020), немалую аудиторию ценителей искусства слова. В литературно-исторические эссе о Земле московской ХII-XVIII вв. вплетена эмоция как поэзия факта. Финансовая поддержка Министерства культуры Российской Федерации и техническое содействие Союза российских писателей обеспечили выход книги.

А начало идеи было положено в редакции «Народного радио». Ольга Харламова, нередкая гостья эфиров, затем ведущая популярной программы «Поэтическая строка» удивляла коллег ещё и чувственностью познаний событийной канвы истории Государства Российского.

Что если объединить жесткую прозу эпохи и музыку стиха? Задача не из легких – по сути создать литературно-документальный моножанр. Работа над сценариями, запись в студии потребовали немало времени. И наконец в сетке вещания «НР» появилась новая авторская программа Ольги Харламовой «Родные просторы» – три с лишним года успешных эфиров, вплоть до закрытия радиостанции. Ныне – в основе своей воплощённая книга.

Зинаида Федотова (Белухина)

 

РЕЦЕНЗИИ

 Елена Печерская (приложение «Независимой газеты» – «Экслибрис» от 24 сентября 2020 года):

 «…этот фолиант насчитывает без малого 400 страниц! Впрочем, такой объем представляется вполне оправданным масштабностью задачи: автор исследует долгие века насыщенной событиями и богатой противоречиями, непростой истории родной земли. При этом впервые Ольга Харламова с успехом соединяет на своих страницах публицистическую прозу со стихами и выступает как талантливый популяризатор истории России».

Виктор Есипов – историк литературы, поэт, литературовед:

«Книга лирических эссе Ольги Харламовой «Родные просторы» результат кропотливого труда, одухотворённого любовью к Отечеству. В книге прослеживается история Москвы от времени её возникновения и неразрывно связанная с ней история московского Кремля, его Соборов, а в конечном счёте – прослежены основные вехи истории России. Каждое эссе, написанное ясным и выразительным языком, базируется на исторических сведениях, но при этом ещё и увлекательно при чтении, что достигается доверительной интонацией повествования.

Доверительность тона усиливается вкраплением в исторический текст стихов Ольги Харламовой, всегда предельно искренних и душевно тёплых. Если бы я был Министром просвещения, я бы непременно рекомендовал школам использовать книгу на уроках истории…».

 Предлагаем фрагмент главы из книги «Родные просторы»…

 ***

Первая жена Петра Великого, мать его сына Алексея – царица Евдокия, вопреки её желанию, в сентябре 1698 года была отправлена по Указу мужа в Суздальско-Покровский монастырь и в наказание, «…за некоторые ея провинности и подозрения» насильно пострижена в монахини под именем Елены.

В «Истории о царе Петре Алексеевиче», Борис Иванович Куракин, сподвижник Государя и его свояк, отзывается о ней следующим образом:

«Была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом несходная к своему супругу, отчего всё счастие своё потеряла и весь род свой сгубила… Правда, сначала любовь между ими была изрядная, но продолжалася, разве, токмо год. Но потом пресеклась; к тому же царица Наталья Кирилловна невестку свою возненавидела и желала больше видеть ея с мужем своим в несогласии, нежели в любви. И так дошло до конца такого, что от сего супружества последовали в государстве Российском дела, которы были уже явны на весь свет…»

Демаков Евгений Александрович.
Пётр I и Евдокия Лопухина

Нелюбовь Петра к Евдокии проявилась даже в том, что он не назначил ей содержания. Несколько слов из письма к родственникам: «Покамест жива, пожалуйста, поите да кормите, да одевайте, нищую». Опальная царица не смогла смириться со своим новым положением, не прошло и года, как она оставляет монашество и живёт в монастыре мирянкой. В 1710 году, её фаворитом становится майор, прибывший в Суздаль для проведения рекрутского набора Степан Глебов.

Из письма Евдокии к Степану: «Ох, свет мой! Как мне на свете быть без тебя, как живой быть?.. Уж мне нет тебя милее, ей Богу! Ох, любезный друг мой! За что ты мне таков мил? Уже мне ни жизнь моя на свете! За что ты на меня, душа моя, гневен? Что ты ко мне не писал? Носи, сердце моё, мой перстень, меня любя; а я такой же себе сделала; то-то у тебя я его брала».

Через несколько лет, в 1718-ом году, они оба проходят по делу царевича Алексея, их привозят в Москву, где допрашивают. После жестоких пыток, Глебов посажен на кол, все монастырские, подозреваемые в сочувствии к Евдокии, казнены. Сама бывшая царица выпорота кнутом и сослана в Александровский Успенский монастырь, позднее – в Ладожский.

Когда не станет Петра, императрица Екатерина отправит Евдокию в Шлиссельбургскую крепость, и только с воцарением её внука, Петра Алексеевича, ей назначат содержание, предоставят двор, перевезут в Москву в Кремль, в Вознесенский монастырь, затем в Новодевичий, где она скончается в возрасте 62 лет в 1731 году, и будет похоронена в соборной церкви Новодевичьего монастыря у южной стены собора Смоленской иконы Божией Матери.

Ты стансам моим подыграешь?
Стихам о любви и тоске
созвучна пейзажная яшма –
твой перстень на правой руке.

Туда мне, где тинная заводь,
где вётел седых полумрак,
там всё – ни отнять, ни прибавить,
а тут – всё бы так, да не так!

Меня ты не слышишь, всё тише
аккорд за аккордом беря,
так тихо, что слышно, как дышит
последняя ночь ноября.

В предзимнюю пору глухую
где место любви и тоске?
Тоскую, люблю и целую
твой перстень на правой руке.

О. Харламова «Родные просторы», стр. 234-235

 

 

Комментарии