Image

Быть заодно с гением... (О музыке Симона Шурина)

Не для житейского волненья, не для корысти, не для битв, 
Мы рождены для вдохновенья...»

А.С. Пушкин

«Оставь любопытство толпе и будь заодно с гением», - что хотел сказать нам А.С. Пушкин этими словами? Наверно, не только желание и умение абстрагироваться от конкретной и не всегда совершенной человеческой личности, даже если она создаёт те или иные гениальные художественные произведения. Быть заодно с гением – не значит ли это почувствовать одухотворенность музыкального или поэтического вдохновения и принять его в мир своей души. Гений-творец почти никогда не идет на поводу у вкусов толпы. Но он и не «мудрствует лукаво», навязывая восприятию слушателей искусственно придуманные «умствования», лишенные, как правило, мелодической основы, но выдаваемые современными критиками за модернизм и новаторство. Что значит идти в ногу со временем? Как же отличить гения-творца от музыкального ремесленника, так сказать, Моцарта от Сальери?

Истинное творение проходит испытание Временем, и далеко не всегда пробивает себе дорогу в истории музыки или литературы. В биографиях гениев-творцов всегда были те, кто при жизни автора или post mortem чувствовали в себе потребность способствовать продвижению либо возрождению произведений гения, на творения которого не обратили внимание современники. И такие имена также запечатлевает история: Феликс Мендельсон Бартольди как бы заново открывает Баха, Ц.Кюи благословляет Мусоргского стать композитором и вводит его в «Могучую кучку», Хектор Берлиоз, который в молодые годы получает медицинское образование и изучает композицию в одиночку по книгам, получает поддержку Николо Паганини… Без этих бескорыстных, искренних ценителей талантов, мы не досчитались бы многих творцов, чей путь к музыке не был усеян розами…

Понять гения, почувствовать художественную истину в его произведении, это под силу только большому таланту. Но чтобы воспринять эту истину, нужна работа не только нижних регистров эмоций (удовольствия, развлечения, узнавания расхожих общепринятых мотивов, созвучий, ритмических рисунков), но и работа души, потому что только она способна подняться до уровня высокого вдохновения гения, как бы войти с ним в резонанс. Таковы высокие вибрации музыки величайших композиторов прошлых эпох.

 Но и в наше время есть место гению – один из них очень напоминает одного из представителей «Могучей кучки», ибо имел две профессии, служил двум музам и был успешен во всем и всегда. Речь идет об ученом и композиторе Симоне Шурине, который пока мало известен широкой публике прежде всего потому, что последние самые плодотворные годы, отданные музыке, он прожил вдали от Родины. Сегодня мы расскажем о его музыкальном творчестве, которое странным образом соединило в себе век 19 и век 21.

Композитора Симона Шурина (1930 - 2008) в Европе называют в одном ряду с именами таких русских композиторов как А.Бородин, Ц.Кюи. В семь лет он сочинил свою первую мелодию, но прошло полжизни, прежде чем ученый-биофизик стал профессиональным музыкантом. Главную роль в этом «превращении» сыграла поэтесса и музыкант Наталья Стремитина. впоследствие жена и муза композитора. Именно она убедила Симона Шурина серьезно отнестись к своему таланту и записывать свои мелодии.

Первый концерт в Москве состоялся в музее Владимира Маяковского в 1984 году, публика услышала цикл романсов на стихи Анатолия Жигулина, пела Ольга Казанская – меццо-сопрано из театра им. Б.Покровского, аккомпанировал сам автор. Ольга Казанская стала первой исполнительницей музыки Симона Шурина. Концерт прошел с большим успехом.

Мелодии Симона Шурина как бы представляли в образах замечательные и проникновенные стихи Анатолия Жигулина. Недаром, поэт, впоследствии даря Симону свою книгу стихов «В надежде вечной», написал на титульном листе: «Дорогому Симону Петровичу Шурину с благодарностью за прекрасную музыку к моим стихам. С любовью!»

Самым запоминающимся был концерт в Доме ученых, он состоялся в апреле 1986 года. За столиком на сцене сидели поэты: Анатолий Жигулин, Эдуард Хандюков и Сергей Северцев – известный поэт-переводчик вел концерт. Вот только Натальи Шуриной-Стремитиной не было за столом на сцене, она с волнением наблюдала за ходом концерта, сидя в зале.

В начале мая 1986 года в газете «Московские новости» появилась заметка Натальи Дарьяловой «Его второе призвание». В ней сообщалось: «В Московском Доме ученых состоялся вечер романса из серии «Второе призвание». Врач-биофизик Симон Шурин предстал перед публикой в качестве композитора, автора романсов… и далее: «Сегодня романсы Симона Шурина привлекают внимание известных мастеров вокала, его музыка не оставляет людей равнодушными, приглашая их в высокий мир чувств».

В мае того же года - Симон аккомпанировал свои романсы в Центральном Доме литераторов, музыкальная жизнь в Москве била ключом. Симона Шурина приглашали нарасхват, перед отъездом в Вену, он успел выступить даже в зале им.П.И.Чайковского. Все эти концерты проходили с неизменным успехом, Ольга Казанская находит время для репетиций, а прекрасный пианист А.Глузберг прекрасно справлялся с новыми мелодиями никому не известного новичка-композитора. Последний концерт на Родине состоялся в Хаммеровском центре – юбилей композитора - 60 лет - не многим известным композиторам удалось дожить до этого возраста, однако, Симону Шурину еще предстояла дорога в Европу, он возвращался в страну своего отрочества, в Австрию в Вену.

Корнелия Холлер, доктор философии 
Вена, 16 декабря 2018 года

Комментарии