Image
Image

«Никогда ни о чем не жалею…»

С поэтом Ольгой Харламовой мы познакомились еще в начале нынешнего тысячелетия  в Варне  - тогда группа российских писателей в очередной раз выполняла миссию народной дипломатии. На встречах с болгарскими коллегами и читателями   звучали романсы, проза, стихи, литературные экспромты. Ольга представила зрителям скромный поэтический сборник и овладела вниманием слушателей… Сегодня   Ольга   Харламова -  член Союза российских писателей, -Международного союза журналистов и других творческих союзов, автор 15-ти книг стихов и прозы, публицист и переводчик, журналист, организатор-хозяйка клуба «Поэтическая строка» в Центральном доме литераторов, автор и ведущая   программ на «Народном радио». Сегодня Ольга – наш собеседник.

— Ольга, Вы активны, энергичны, легко заражаете своим оптимизмом окружающих и в то же время очень вдумчивы… Вероятно, сказывается и полученное высшее финансовое образование, и работа экскурсоводом, и целеустремлённость характера.

— Всё это взаимосвязано. Сейчас такие времена, что довольно трудно оставаться только в одном качестве – надо переключаться и расширять свои возможности, в том числе и творческие.

— А стихи как появились в Вашей жизни?

— Они были всегда…Помню себя девочкой, стоящей на стуле: дома, в гостях, в больничной палате – мама-врач иногда брала меня с собой на работу, – читаю выученные на слух стихи. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Надсон – мой репертуар тогда. Все думали и я тоже - буду артисткой: уроки музыки, занятия танцами, театральная студия...

А первое стихотворение написала в 9 лет: услышала песню – она мне очень понравилась, захотелось написать что-то подобное – и появилось стихотворение «Песня»: «Осень наступила, листья опадают, сильный мокрый дождь идёт давно…» К концу школы набралась тетрадка в 12 листов.  Но поступать в литературный институт не собиралась, а   в театральный - не собралась.  

— Работали экономистом, экскурсоводом…

— Экономистом работала непродолжительное время – ушла в экскурсоводы, окончив специальный курс. Именно эта профессия меня организовала, научила работать с людьми и настроила на творчество - не спонтанное, а каждодневное. Экскурсовод к своим экскурсиям создаёт индивидуальный текст и каждый день у него свой слушатель и зритель. Чего не делала никогда - не читала экскурсантам стихов собственного сочинения.  Когда школьные тетрадки, куда по привычке продолжала записывать свои стихи, стали слишком быстро заканчиваться, поняла, что это занятие мне необходимо. Как-то постепенно и в то же время стремительно моя жизнь изменилась.

— Вы обрели литературную среду и были приняты …

— Поэтические конкурсы, фестивали, выступления, творческие поездки, занятия в литературных объединениях – «Клязьма» подмосковного города Долгопрудный, которое возглавлял поэт Владимир Иванович Орлин и московское – «Ключ» под руководством поэта, редактора и педагога Николая Георгиевича Новикова, заведующего отделом поэзии журнала «Юность».

— Вы ведь тоже были руководителем этого объединения?

— Во время своей болезни Николай Георгиевич поручил мне вести занятия ЛИТО в библиотеке им. Достоевского на Чистых прудах. Когда его не стало в 2007-м году, работа не прекратилась и продолжалась ещё 10 лет. Я даже получила медаль «Сеятель» и грамоту от Союза писателей Москвы как руководитель одного из лучших Московских литературных объединений. Последним нашим совместным альманахом стал «Ключ 17».

— А когда вышла книга стихов?

—  В 1994-м году в альманахе «Радонеж» появилась первая публикация, затем последовало ещё несколько газетных и журнальных, - и, наконец, в 1997-м – книга «Странница».

Ты куда и откуда, и кто ты,
как чисты устремленья твои?
Назови имя, странница,
В полный голос имя своё назови.

—  Вас услышали.  Читала эссе из цикла «Русский человек на рандеву» Л. А. Аннинского «Взрывная смесь», где героиня – Вы со своей поэзией, помнится название «Женский календарь».

— Мне посчастливилось быть знакомой со Львом Александровичем, бывать на его лекциях. Больно сознавать, что больше нет с нами замечательного литературного критика и прекрасного человека.  

Книга «Женский календарь» вышла в 2007-м году, восьмая по счёту. И сама она и несколько предшествующих в основном – любовная лирика: «Перелётные письма любви», «Любовь как море», «Состояние любви» …

 

Нынче летом земляника
для меня что есть, что нет,
полюбился ежевики
аромат и вкус, и цвет.

Ежевики куст лиловый,
а под ним в цвету трава.
Я жива одной любовью,
милым я одним жива…

Как закатится денёчек,
как улягутся ветра –
мил спешит на огонёчек,
остаётся до утра.

И закаты, и рассветы –
успевай, встречай, лови!
Задержись подольше это
состояние любви.

— Вечная тема …Во все времена…      

— Следующая книга вышла в 2010-м «Порт семи морей», тоже про любовь, правда, уже к Москве:

Моя Москва – мой порт семи морей,
моих морей бездонных и бескрайних.
Одно мне шлёт прибой с окраин дальних,
другое - плещет у твоих дверей…

Сама Москва, город, в котором я родилась, – один из моих любимых героев и в стихах, и в прозе, как в книге коротких рассказов «Праздник» - вышла в 2016-м.  Глубоко признательна всем, кто рецензировал мои книги и давал на них отзыв, к сожалению, многих уже нет в живых – Лев Аннинский, Вадим Баранов, Кирилл Ковальджи, Валентин Никитин, Николай Новиков, но я помню их взгляд и слово с благодарностью. Одна из моих книг называется «Благодаря», стихи от Рождества до сочельника.  

— Ваш интерес к жизни во всех ее проявлениях искрит таким неподдельным  оптимизмом, что заставляет, читая стихи, улыбаться окружающему миру – «знаемому и незнаемому» - православному и фольклорному, морскому и  цыганскому…         

— Любила сказки, приключения, позднее – научную фантастику, а ещё любила слушать, о чём говорят взрослые и всё впитывала. Что-то почерпнула от бабушки, потомственной Почётной гражданки, коренной москвички, что-то от нашей домработницы, уроженки Пензенской области, что-то от крёстной – дочери Православного священника, а что-то, видимо передалось генетически – дед отца, боевого лётчика в годы Великой Отечественной, был архиереем Армянской Апостольской церкви.

—  Книгу «Под музыку русского слова» Вы писали и во время подготовки сценария для одной из программ-сюжетов «Имена и судьбы» на «Народном радио» в 2007-2008 году. Вы тогда были еще и со-ведущей программы…

— Это значимый период для меня. Чувствовала себя одновременно писателем-публицистом, экскурсоводом и журналистом, когда открывала очередное литературное имя, по тем или иным причинам, мало известное широкому кругу

читателей. Так впоследствии появились эссе, вошедшие в книгу, одно из них – «Портрет», – легло в основу  фантастического сценария, где действие происходит в фиалковой студии телеканала «Седьмое небо» – «Мастер-класс графини Евдокии Ростопчиной в 21 веке».  Кстати, сценарий был опубликован в альманахе «Предлог» за 2015 год и представлен на сцене малого зала Центрального дома литераторов.

— Эссе – литературный жанр совершенно особый… Как Вы на это решились? 

 

— Ещё ранее, в середине 2000-х, в альманахе «Меценат и мир» было опубликовано моё эссе «Белый парус», написанное под впечатлением интервью, взятых у русских писателей-эмигрантов в Париже в 2003-м году. Вот тогда это было начало, а сейчас, когда сделала на «Народном радио» с октября 2015 по апрель 2019 более 60-ти передач радиоклуба «Поэтическая строка», в которых в прямом эфире представила слушателям столько же современных поэтов – уже хорошая практика …  Работа над литературно-историческими эссе для новой книги продолжается …

— Да, программа «Родные просторы» по сути эксклюзивного жанра: исторические хроники в сопровождении поэтической реакции на события… Вы были здесь прозаиком, поэтом и исполнителем…

— «Родные просторы» – моя авторская программа, звучавшая на волнах «Народного радио» более двух лет с января 2015-го, Бог даст, найдёт своё продолжение в печати.

— Естествен вопрос при такой загруженности: а стихи-то еще приходят?

— В июне 2018-го была названа в числе финалистов Первого международного литературного Тургеневского конкурса «Бежин луг» Союза российских писателей - представила на конкурс поэтическую подборку, а в январе 2019-го при финансовой поддержке Министерства культуры России и техническом содействии Союза российских писателей, вышла моя новая книга стихов «Утренний кофе».

— Довольно неожиданное издание – Вы еще и дизайнер - иллюстратор…

— Не совсем так, у этой книги есть дизайнер – Ксения Яшина, профессиональный художник, а мои рисунки - просто дань памяти художественному классу, в котором училась два года, а с третьего, последнего, ушла, тогда по малости лет мне показалось, что диплом художника-оформителя – слишком мало для настоящего художника.

— Да, Ольга, Вам нужно объять необъятное… Но ведь удается - всего и не расскажешь…Вы творчески реализуетесь во многих жанрах – добиваетесь нужного  результата: интересности и просветительской полезности. Еще один пример тому – литературно-музыкальные вечера клуба «Поэтическая строка», который ведёте в Центральном доме литераторов на Большой Никитской…

— Уже пять лет… Раз в два месяца… Готовлюсь. Волнуюсь.  Участники клуба – поэты, музыканты, барды, артисты…  Приходят новые участники - значит, есть востребованность, чтобы был такой Клуб .

 

— Ваше жизненное кредо?

— Жизнь прекрасна и удивительна.

Никогда ни о чём не жалею.
И себе, и другим признаюсь,
что от красного цвета хмелею,
что любовь различаю на вкус.

Я люблю вязкий привкус граната,
спелой вишни горчащую сласть,
цвет звезды, под которой когда-то
в предпасхальный апрель родилась.

Что с весны до весны в мире этом,
отмечая рассвет и закат,
всё влюбляюсь то в зиму, то в лето,
в ночь осеннюю жду звездопад. 

Что погоду люблю в непогоду,
свет в окошке – как путник во мгле.
И ещё я люблю не свободу,
а привязанность к этой земле.

— Благодарю за откровенность


За литературное творчество О. А. Харламова награждена золотыми медалями Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, А. Т. Твардовского.

Лауреат литературных премий им.Валентина Пикуля, Николая Рубцова «Звезда полей», Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева. От правительства Москвы имеет медаль «За доблестный труд» и звание «Почётный работник культуры города Москвы».

 

Беседу вела

Зинаида Федотова (Белухина)

Комментарии